Энергетический сектор

Продвижение энергетической безопасности и торговли в регионе


Статья

Заседание Координационного комитета по энергетическому сектору ЦАРЭС
28-29 сентября 2012 год

Координаторы энергетического сектора ЦАРЭС встретились в Бангкоке, чтобы получить обновленную информацию по отчету о завершении Энергетического плана лействий на 2009-2012 гг. и обсудить план работы сектора на 2013-2015 гг. Для подробной информации посетите страницу мероприятия.


Страны ЦАРЭС имеют богатые природные ресурсы, но их неравномерное распределение и неадекватная инфраструктура означают, что некоторые страны переживают их нехватку. Региональное сотрудничество в области энергетики - это возможность для

  • интеграции энергетических рынков с целью преодоления воздействия неравномерного распределения энергетических ресурсов;
  • проведения работы с целью оптимизации существующих взаимоотношений в энергетике; и
  • проведения работы с целью разработки наименее затратных решений для преодоления трудностей в области энергетики.

Сотрудничество в области энергетики стимулируется наличием привлекательных энергетических рынков в восточной и южной частях Китайской Народной Республики, Пакистане, Индии и Иране, наряду с новыми стратегическими возможностями для транзита нефти и газа через Турцию, Грузию и Российскую Федерацию.

Стратегия для регионального сотрудничества в энергетическом секторе ЦАРЭС и Рамочный энергетический план действий направлены на то, чтобы обеспечить

  • энергетическую безопасность посредством сбалансированного развития энергетической инфраструктуры и институтов региона, более сильной интеграции энергетических рынков региона, чтобы сделать доступными для всех адекватные объемы коммерческой энергии надежным, экономичным, финансово устойчивым и экологически здравым образом; и
  • экономический рост посредством торговли электроэнергией.

[С материалами, относящимися к энергетике, можно ознакомиться на страницах Заседаний высокопоставленных официальных лиц и заседаний Координационного комитета по энергетическому сектору (ККЭС).]

Основные элементы Энергетического плана работ

Энергетический план работ (ЭПР) на 2013-2015 гг. основан на Рамочном энергетическом плане действий, который охватывает ряд вопросов в областях (i) обеспечения регионального баланса между спросом и поставками и инфраструктуры, (ii) развития регионального диспетчерского контроля и регулирования и (iii) водно-энергетических связей.

ЭПР фокусируется на шести ключевых элементах:

Развитие энергетического коридора Центральная Азия - Южная Азия. В настоящее время реализуются или находятся на этапе активного рассмотрения определенные трансграничные проекты и программы для передачи электроэнергии из Центральной Азии в Южную Азию транзитом через Афганистан. Они включают проект по газовому трубопроводу ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и проект по передаче электроэнергии CASA-1000. Также изучаются другие варианты, нацеленные на интеграцию тепловых и гидроэнергетических ресурсов центральноазиатских стран для поставки электроэнергии в Афганистан и далее в Пакистан.

Урегулирование вопросов регионального диспетчерского контроля и торговли электроэнергией. Экономическое исследование по вопросам торговли электроэнергией, проведенное в рамках Энергетического плана действий, определяет различные действия, которые могут быть предприняты с небольшими затратами, чтобы помочь вновь восстановить некоторые схемы ведения торговли. Будут проведены дальнейшие исследования по потенциальным законодательным, регулятивным и управленческим механизмам для будущей торговли электроэнергией; незапланированным потокам энергии и международным передовым практикам; и автоматизации учета и унификации процедур международной торговли электроэнергией.

Управление водно-энергетическими связями. Третий компонент ЭПД сфокусирован на водно-энергетических связях для усиления аналитической основы, которая интегрирует энергетические и водные ресурсы для региона. ЭПР предусматривает реализацию рекомендаций "дорожной карты", подготовленной в рамках компонента ЭПР, чтобы (i) усилить анализ, основанный на страновых и региональных консультациях, (ii) провести аналитические обзоры существующих моделей и (iii) разработать демонстрационную модель для бассейна Аральского моря. "Дорожная карта" акцентирует внимание на обеспечении баланса регионального и национального "чувства собственности" в отношении аналитических инструментов, открытых данных и широкого распространения информационных продуктов, и определяет три уровня вовлечения: национальный, региональный и многосторонний.

Мобилизация финансовых средств для строительства энергетических объектов. Как часть ЭПР, будет проведена оценка потенциала каждой страны ЦАРЭС для финансирования проектов по развитию энергетической инфраструктуры за счет собственных ресурсов. Будут рассматриваться другие источники финансирования, как для национальных, так и трансграничных проектов, и определенных потенциальных проектов в рамках государственно-частного партнерства, наряду с мерами для стимулирования заинтересованности частного сектора в энергетическом секторе региона ЦАРЭС.

Реализация приоритетных проектов энергетического сектора. Необходимо доработать перечень приоритетных проектов, которые будут реализовываться в среднесрочной перспективе и периодически обновляться и пересматриваться соответствующими странами на основе подтверждения национальных и региональных приоритетов, и учитывая план приоритезации проектов, изложенный в Региональном генеральном плане энергетического сектора (РЭГП). Разработан набор измеримых индикаторов с целью проведения периодического мониторинга прогресса, осуществляемого странами для достижения цели в области регионального сотрудничества.

Наращивание потенциала и управление знаниями. ЭПР нацелен на устранение пробелов в потенциале в странах ЦАРЭС и предусматривает реализацию программ по наращиванию потенциала, которые включают (i) варианты обеспечения связанности для энергетического коридора Центральная Азия - Южная Азия; (ii) регулятивную базу для торговли электроэнергией в регионе ЦАРЭС; (iii) потенциал для балансирования энергетического портфеля ЦАРЭС посредством развития возобновляемых источников энергии; (iv) вопросы регионального диспетчерского контроля электроэнергии, такие как трансграничный учет; (v) уроки для ЦАРЭС на основе моделей региональной торговли электроэнергией и практические примеры, программное обеспечение для планирования и оптимизации работы систем, институциональные механизмы и их последствия для торговли электроэнергией и база данных по экспертизе и продуктам знаний в области энергетики в регионе ЦАРЭС; и (vi) мероприятия по управлению спросом и поставками, включая энергоэффективность и энергосбережение.

ККЭС будет направлять и осуществлять контроль за реализацией ЭПР на 2013-2015 гг., как и в отношении выводов и рекомендаций диагностической работы и исследований, которые будут проводиться для оказания поддержки плану. Комитет будет регулярно осуществлять мониторинг и отчитываться о проделанной работе по плану, делиться полученными результатами и обсуждать основные выводы и инициативы.

 

 




© Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС) 2009

Energy

CAREC countries are rich in natural resources, but uneven distribution of such resources, compounded by inadequate infrastructure, means some countries continue to face shortages. Regional energy cooperation is an opportunity for

  • integration of energy markets to overcome the impact of uneven distribution of energy resources,
  • optimizing existing energy interrelationships, and
  • developing least-cost solutions to energy constraints.

Energy cooperation is stimulated by the availability of attractive energy markets in eastern and southern People's Republic of China, Pakistan, India, and Iran, along with new strategic transit opportunities for oil and gas through Turkey, Georgia, and the Russian Federation.

CAREC's Strategy for Regional Cooperation in the Energy Sector seeks to enable

  • energy security through the balanced development of the region's energy infrastructure and institutions, and stronger integration of the region’s energy markets to make available adequate volumes of commercial energy to all in a reliable, affordable, financially sustainable, and environmentally sound manner; and
  • economic growth through energy trade.

[Energy-related materials can be accessed at Senior Officials' Meetings and Energy Sector Coordinating Committee (ESCC) meetings.]

Key Elements of the Energy Work Plan

The Energy Work Plan (EWP) for 2013-2015 is built on the foundation of the Energy Action Plan (EAP) Framework, which has addressed a number of issues in the areas of regional energy demand-supply balance and infrastructure, regional dispatch and regulatory development, and energy-water linkages.

The EWP focuses on six key elements:

  • Developing the Central Asia-South Asia Energy Corridor. Certain cross-border projects and programs are being implemented or are actively considered for energy transfer from Central Asia to South Asia, all transiting Afghanistan. These include the TAPI (Turkmenistan-Afghanistan-Pakistan-India) gas pipeline project and the CASA-1000 power transmission project. Other options, aimed at integrating the thermal and hydropower resources of Central Asian countries for power supply to Afghanistan, and onward to Pakistan, are also being examined.
  • Resolving regional energy dispatch and trade issues. The economic study of electricity trade, undertaken under the Energy Action Plan, identifies numerous actions that could be undertaken at little cost to help re-establish some trade patterns. Further studies will be undertaken on potential legal, regulatory, and governance mechanisms for future power trade; unplanned power flows and international best practices; and metering automation and unification of international energy trade.
  • Managing energy-water linkages. The third pillar of the EAP focused on energy-water linkages to strengthen the analytical framework that integrates energy and water for the region. The EWP will implement recommendations of the road map, prepared under the EAP pillar, to strengthen analysis based on country and regional consultations, analytical reviews of existing models, and development of a demonstration model for the Aral Sea Basin. The road map emphasizes balance of regional and national ownership of analytical tools, open source data, and wide dissemination of information products; and identifies three levels of engagement: national, regional, and multilateral.
  • Mobilizing funds to build energy assets. As part of the EWP, the capacity of each CAREC country to finance power infrastructure development projects from its own resources will be assessed. Other sources of financing will be reviewed for both national and cross-border projects, and potential public-private partnership projects identified, along with measures to stimulate private sector interest in the CAREC region's power sector.
  • Implementation of energy priority projects. A list of priority projects to be implemented over the medium term will be finalized, updated, and revised periodically based on confirmation of national and regional priorities and taking into account the project prioritization plan outlined in the Regional Power Sector Master Plan. A set of measurable indicators has been put in place to periodically monitor the progress made by the countries toward achieving regional cooperation.
  • Capacity building and knowledge management. The EWP aims to bridge the capacity gap in the CAREC countries and provides for the implementation of capacity-building programs that include (i) interconnection options for the Central Asia-South Asia energy corridor; (ii) a regulatory framework for energy trade in the CAREC region; (iii) potential for balancing CAREC's energy portfolio by developing renewable energy resources; (iv) regional energy dispatch issues such as cross-border metering; (v) lessons for CAREC from regional power trade models and case studies, system planning and optimization software, institutional arrangements and their implications for energy trade, and a database of energy expertise and knowledge products in the CAREC region; and (vi) demand-side management measures, including energy efficiency and energy conservation.
The ESCC will guide and oversee implementation of the EWP 2013-2015 as well as the conclusions and recommendations of diagnostic work and studies to be carried out in support of the plan. The committee will monitor and report on the plan's progress on a regular basis, share outputs, and discuss key conclusions and initiatives.